Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Включить версию для слабовидящих
Пятница, 19.07.2019, 14:14Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Регистрация | Вход
МБДОУ "Детский сад № 18" г. Воркуты

Лучший подарок, который мы можем сделать ребенку, – это не столько любить его, сколько научить его любить самого себя /Жак Саломе/
Наша Фотогалерея
Меню

Консультация

МО РК

ГОСУСЛУГИ

Форма входа

Информер счетчик "спутник"

ПНПО

Образование РК

Образование РФ

Главная » 2012 » Август » 6 » Новые подходы к образовательной программе ДОУ
11:06
Новые подходы к образовательной программе ДОУ

Особенности образовательной программы ДОУ в соответствии с ФГТ

 

        В  соответствии с утверждением и введением в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 655 от 23 ноября 2009 года) изменяется форма и структура Образовательной программы ДОУ.

  В настоящее время на основе федеральных требований разрабатываются:

  • примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования;

  • примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья.

    

          Содержание Программы включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям - физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому

Программа состоит из двух частей:

  • обязательной части;

  • вариативной части, формируемой участниками ОП

Обязательная часть Программы должна содержать следующие разделы:

1) организация режима пребывания детей в образовательном учреждении

- описание ежедневной организации жизни и деятельности детей (ФГТ п.3.2.)

- проектирование воспитательно-образовательного процесса (схема взаимодействия специалистов, модель образовательного процесса)

       Модель образовательного процесса включает взаимосвязь основных направлений работы, видов деятельности детей, образовательных областей, форм образовательной деятельности.

2) содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей

·        "Физическая культура",

·        "Здоровье",

·     "Безопасность",                                         

·        "Социализация",

·        "Труд",

·        "Познание",

·        "Коммуникация",

·        "Чтение художественной литературы",

·        "Художественное творчество",

·        "Музыка";

Время, необходимое для реализации Программы, составляет от 65% до 80% времени пребывания детей в группах с 12-ти часовым пребыванием в зависимости от возраста детей, их индивидуальных особенностей и потребностей, а также вида группы, в которой Программа реализуется.

Объем обязательной части Программы составляет не менее 80% времени, необходимого для реализации Программы, а части, формируемой участниками образовательного процесса - не более 20% общего объема Программы. 

Таким образом, образовательная работа при 12-часовом пребывании  детей будет занимать от 7,5 часов до 9,5. Из них от 6,5 до 7,5 часов на реализацию обязательной части и 2 часа на вариативную часть.

 

НОВЫЕ ПОДХОДЫ К РАЗРАБОТКЕ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ в СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

В январе 2009г. на областном образовательном форуме превентивно рассматривалась проблема внедрения федеральных государственных требований (ФГТ) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. На тот момент шла речь об изменении статуса образовательной программы ДОУ (ОП ДОУ) как стратегического нормативно-педагогического документа:

  1. ОП ДОУ была инициативным документом – стала обязательным.

  2. Для инициативного документа существовали вариативные научно-обоснованные подходы к разработке; для обязательного появились нормативные требования.

На сегодняшний день в связи с введением в действие вышеуказанных федеральных требований, мы поставлены перед необходимостью вести речь об основной общеобразовательной программе дошкольного образования каждого ДОУ.

Термин «основная» характеризует классификацию программ по значению, наряду с основными существуют дополнительные программы. Вид «общеобразовательная программа» отражает дифференциацию программ по направленности. Программа – это стратегический плановый документ; в образовательной системе образовательного учреждения определяет специфику целей, содержания образования и организации образовательного процесса

Выделим новые положения нормативно-правовых документов, касающиеся проблемы образовательной программы, в сопоставлении с положениями, утратившими силу.

Согласно Закону «Об образовании» в современной редакции, первым компонентом системы образования в Российской Федерации выступают «преемственные образовательные программы различного уровня и направленности, федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования» (ст. 8). Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования являются обязательными при реализации соответствующих образовательных программ.

В статье Закона «Об образовании», посвященной образовательным программам, общеобразовательные программы дошкольного образования, во-первых, регламентированы как основные, во-вторых, зафиксировано, что «к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации федеральным органом исполнительной власти… устанавливаются федеральные государственные требования» (ст. 14).

В соответствии с Законом в новом Типовом положении о ДОУ скорректировано определение «ДОУ». ДОУ – тип образовательного учреждения, реализующего основную общеобразовательную программу дошкольного образования (п. 3). В прежнем Типовом положении ДОУ определялось как «тип образовательного учреждения, реализующего общеобразовательные программы дошкольного образования различной направленности».

В Типовом положении изменен подход к проектированию содержания дошкольного образования (п. 21): «Содержание образовательного процесса в ДОУ определяется образовательной программой дошкольного образования, разрабатываемой, принимаемой и реализуемой им самостоятельно в соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации, установленным федеральным органом исполнительной власти…, и с учетом особенностей психофизического развития и возможностей детей».

В самих федеральных требованиях уточняется, что «основная общеобразовательная программа дошкольного образования разрабатывается, утверждается и реализуется в образовательном учреждении на основе примерных основных общеобразовательных программ дошкольного образования, разработка которых обеспечивается уполномоченным федеральным государственным органом на основе федеральных требований».

Ранее руководящим положением для проектирования было следующее: «ДОУ самостоятельно в выборе программы из комплекса вариативных программ, рекомендованных государственными органами управления образованием, внесении изменений в них, а также разработке собственных (авторских) программ в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта.

Остановимся на подходах к разработке образовательных программ до изменения нормативно-правовой базы, в сопоставлении с новыми нормативными требованиями.

Исходя из вышеприведенной формулировки утратившего силу Типового положения, программа дошкольного образования могла быть представлена как вариативными программами дошкольного образования, так и образовательной программой ДОУ. Разработка образовательной программы не ставилась для ДОУ как обязательная задача, понятие «образовательная программа» рассматривалось в широком смысле (вариативные программы) и в узком смысле (образовательная программа ДОУ).

Инициативно разработанная образовательная программа ДОУ выступала основой совершенствования механизма управления образовательным процессом, установления взаимодействия с другими образовательными учреждениями, интеграции и координации деятельности педагогического коллектива, реализации права родителей на информацию об образовательных услугах и т.д.

Назначение образовательной программы, разработанной ДОУ, заключалось в определении стратегии педагогической деятельности по реализации государственных (федеральных и региональных) требований к дошкольному образованию, обеспечивая их адаптацию и развитие в соответствии с особенностями конкретного дошкольного учреждения (вид, приоритетное направление, национально-культурные условия и др.).

Сегодня, выделение в основной общеобразовательной программе дошкольного образования обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, нацеливает, в первую очередь, на обязательное выполнение федеральных требований; и только во вторую, на отражение видового разнообразия учреждений, приоритетных направлений деятельности, специфики национально-культурных, демографических, климатических и других условий, в которых осуществляется образовательный процесс.

Просмотров: 593 | Добавил: Admin | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
88002011345

"Карты ДОО"

Наши достижения

Госуслуги

О Воркуте

Архив записей

г. Воркута, ул.Ленина, д. 16; тел. +7(82151)3-58-66;3-01-97 © 2015